Т.Бутковская . Риккардо Фольи. журнал «Музыкальная жизнь», 1985.

«Фольи – один из немногих молодых эстрадных артистов, который верен итальянской песне, ее музыкальным традициям» - так сказал известный композитор Маурицио Фабрицио, который вместе с популярным итальянским певцом принимал участие в концертах, проходившим летом нынешнего года в нашей стране.

Огромный концертный зал «Олимпийский» в Москве плохо приспособлен для сольных концертов. Но лишь зазвучала первая песня программы Риккардо Фольи – «Меланхолия», грустная песня об одиночестве, о вечном желании человека любить и быть любимым, написанная Фабрицио на стихи певца, - зал горячо зааплодировал.

Мелодия песни, свободно льющаяся, красивая – именно такой представляет себе обычно каждый из нас итальянскую песню. Этот момент узнавания (не только произведений действительно хорошо знакомых нашей публике, но традиций, манеры, стиля) не мало содействовал успеху Фольи в его концерте, как бы приблизил певца к слушателям, помог перешагнуть барьер из десятков метров, который отделяет в «Олимпийском» комплексе зал, даже его первые ряды, от сцены.

У Риккардо Фольи сильный, гибкий голос, и в отличие от многих современных певцов, итальянский артист не признаёт пения под фонограмму. Да и это и противоречило бы искренности, простоте, непосредственности Риккардо, сдерживало бы его природный темперамент.

В московской программе певца мы услышали более двадцати песен, различных по темам, трактовкам, манере исполнения. Пожалуй, особенно запомнились «Повседневные истории», «Как быстро меняется небо», «Завтрашняя газета», «Компания», «Для Лючии», «Моё большое будущее». Яркие образы создал в этих песнях Фольи – это и уличный музыкант с гитарой на спине, ждущий свою публику, и нежный влюбленный, который больше не в силах таить слова любви, и человек из толпы, с его повседневными историями, и молодой парень, компания для которого – часть мира, убежище, остров.

Хотя большинство песен Риккардо Фольи написано для него одним композитором – Маурицио Фабрицио, все они разные по образной структуре. За кантиленой «Я тебя люблю», например, следует «Как быстро меняется небо», в которой традиционный итальянский запев взрывается припевом, аранжированным по законам диско-музыки – так в кино, с помощью особой техники съемки, замедленные движения по воле авторов внезапно набирают темп. Такая смена настроений характерна для творческого содружества Фабрицио – Фольи. При этом самые современные по ритмам произведения они стремятся решить так, чтобы у слушателя не возникало сомнений в происхождении той или иной композиции. «Сделано в Италии» - это, по их мнению, должно ощущаться мгновенно.

Аплодисментами встретил зал лирическую песню «Но я тебя люблю» - один из лучших образцов творческого дуэта Фабрицио – Фольи. В этой песне жесткий ритм, подчеркнутый ударными – словно современная рамка для старинной картины, с приглушенными пастельными тонами, с мягкими, чуть размытыми красками.

Тепло принимали слушатели и песни, создавшие на последних итальянских фестивалях славу Риккардо Фольи и Маурицио Фабрицио. Это «Меланхолия», с которой в 1981 году Фольи завоевал главный приз в Сан-Винсенте (затем она была признана лучшей песней года), и «Повседневные истории», принесшая в 1982 году Фольи первое место на фестивале в Сан-Ремо. Тексты их принадлежат перу Риккардо Фольи. Впрочем, это не просто тексты. Фольи пишет стихи для своих песен, в которых и глубина, и поэтичность образов, и точность наблюдений, и игра воображения.

Успеху Фольи в нашей стране способствовало и то, что накануне его приезда в Советский Союз фирма «Мелодия» выпустила диск «Коллекция», куда вошли песни, о которых шла речь, и многие другие из репертуара певца. Приятная оперативность!

После выступления Риккардо Фольи в Москве я попросила певца дать интервью журналу «Музыкальная жизнь»:

- Риккардо, как складывалась ваша творческая судьба?

- В пятнадцать лет я начал сочинять музыку. Жил тогда в маленьком городке Понтедера в Тоскане, работал на заводе слесарем, вечерами играл на гитаре в дискотеке и пел. В те годы у нас были очень популярны «Битлз» и, конечно, без подражательства им дело не обошлось. Хотя, честно говоря, для итальянского музыканта трудно приспосабливать на себя «чужие одежки», но «Битлз» - хорошая школа. Пришло время, и у меня появились уже собственные композиции. В Милане, где решил испытать счастье, я встретился с популярным в конце шестидесятых годов ансамблем «Пу», который выступал в дискотеке. Мы быстро нашли общий язык, я стал бас-гитаристом. Вместе мы проработали несколько лет. Поворотным моментом в моей биографии считаю 1973 год – год начала моей карьеры как эстрадного певца. Конечно, успех, популярность пришли не в один день, так это бывает только в кино, а в жизни, прежде чем певец завоюет эстраду, приходиться не мало работать. Я считаю, что удачу мне принес диск «Мир», который вышел в Италии в 1976 году и разошелся моментально. А потом, как вы знаете, были фестивали в Сан-Винсенте, в Сан-Ремо. Мы с Фабрицио радовались как мальчишки, когда «Повседневные истории» получили первое место в Сан-Ремо. Наверное, эта песня «родилась в рубашке», она мгновенно стала популярной. Мне приятно, что у нее такой, всем понятный текст.

Я пою о любви, потому что я верю в любовь, в дружбу, в гармонию человеческих отношений. Не терплю песен, спекулирующих на сексе, откровенно эротических. К сожалению, в Италии есть певцы, которые в поисках дешевой популярности эксплуатируют эту тему, надеясь, что таким образом добьются популярности. Для меня любовь – высшая степень дружбы, доверия, нежности. Я – итальянец и пою о своих чувствах так, как пели бы мои сверстники с улицы, где родился. Верю в итальянскую песню, в итальянскую музыку и во время гастролей в вашей стране еще раз убедился, что придерживаюсь правильного пути.

- Вы приехали в нашу страну с женой – Виолой Валентино – певицей, имя которой известно и у нас. Она не участвовала в ваших концертах?

- В общем-то нет. Мы и в Италии никогда не выступаем вместе. Виола скорее романтическая певица, ей близок стиль «ретро», стиль тридцатых годов. Я написал для нее несколько песен, а вот в ее последнем альбоме «Виола Валентино – ангел» (это как бы музыкальный мини-фильм о судьбе певицы 30-х годов) не участвовал. Но все-таки один совместный концерт у нас состоялся, мы дали его в Ленинграде – в Фонд мира. Для меня, без преувеличения могу сказать, - это концерт исторический. Царила какая-то особенная атмосфера приподнятости, мы были очень тронуты и горды, когда представители Советского Комитета защиты мира вручили нам медали. Было сказано немного слов, но значительных для всех нас, ведь это слова о самом главном сегодня – о мире. Я исполнил в этом концерте и свою песню «Мир», которую очень люблю.

Ленинград запомнился мне теплым приемом зрителей – мне подарили столько цветов, что сцена казалась прекрасной весенней поляной. Дни, проведенные в вашей стране, на всю жизнь останутся для меня светлым радостным воспоминанием о любви, которую испытывает ваша публика к моей стране, к ее музыке, ее песням.